История посуды - часть вторая

Со временем гончары совершенствовали свою посуду, посуда становилась более тонкой и красивой.  Большая часть сосудов имеет уже плоское дно. В это же время керамические изделия начинают украшать орнаментом. Можно проследить развитие орнамента от простых, выдавленных штампом и острием узоров, так называемого ямочно-гребенчатого типа, до гораздо более разнообразных и художественно выразительных росписей, состоявших из спиралевидных завитков, кругов, волнообразных линий, сетчатых и шахматных рисунков и т. д. Узоры часто были многоцветными, использовались сочетания красных, белых, черных и других красок.

Также, на ряду с геометрическими фигурами встречались изображения людей и животных. Первобытные орнаменты наделялись магическим значением, в их основе лежала передача явлений природы ( например: зигзагообразные линии и серповидные знаки на древних китайских сосудах культуры Яншао обозначали молнии и луну, были знаки солнца, воды и т. д.). Со временем   магические представления ослабевали и теряли свой  первоначальный смысл, и они все больше превращались в декоративные мотивы. Подобные расписные изделия (так называемая крашеная керамика) были найдены на обширной территории, включающей ряд Балканских земель, Средиземноморье, Ближний Восток, Среднюю Азию, Китай. В каждом из этих районов гончарство имело свои местные особенности. Ярким примером керамического мастерства той поры являются сосуды и небольшие скульптурки, относящиеся к трипольской культуре. Трипольские мастерицы умели отмучивать глину, изделия искусно лепились от руки, без гончарного круга, который появился позднее.
Известны свыше 20 видов керамики, изготовлявшейся из местных глин; выделяются сосуды из тонкой розоватой массы - кувшины с узким горлом, глубокие миски, двойные сосуды, напоминающие по форме бинокль, - расписанные чаще всего белой, черной и красной красками из тонко тёртых, естественно окрашенных глин. В орнаменте преобладают мотивы круга и спирали, которые, возможно, обозначали солнце, почитавшееся как источник жизненных благ.

В варьировании этих простейших мотивов проявляется большая изобретательность и высокое мастерство.  Сосуды из Азии, так называемого периода Обейда, вылепленные из тонкой, желтовато-зеленой глины, украшались очень изящными росписями коричневато-красного цвета, великолепно сочетавшимися с формой и конструкцией вещи.
Таким образом, уже в первобытный период керамические изделия достигали большой художественной выразительности. Качество посуды стремительно совершенствовалось, росло желание делать более разнообразные формы, а оформление наружной поверхности более богаче. В целом, керамику можно считать не только хорошей посудой,  но и частью искусства. Искусства , история которого уходит глубоко в прошлое.



Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Похожие статьи

VECCHIA TOSCANA BLUE    TERRECOTTE LOTTI

VECCHIA TOSCANA BLUE TERRECOTTE LOTTI

Расскажем о коллекции VECCHIA TOSCANA BLUE , знаменитой на весь мир, итальянской компании TERRECOTTE LOTTI. Если вы питаете теплые чувства к керамической посуде, да и вообще, к изделиям из керамики, ..